ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПОПАДАНИЙ ВС МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
25.1. Опасные для полетов метеорологические явления
Метеорологические условия во многом определяют безопасность, регулярность и экономичность полетов Именно в плохих метеоусловиях чаще всего создается обстановка, в которой возможны столкновения ВС меж ду собой и наземными препятствиями, потеря ориентировки, попа Дания в области болтанки и обледенения. Поэтому весь процесс нодготов ки к полетам и их выполнения должен строиться таким образом, чтобы исключался вход ВС в область опасных мстеоявленим.
К опасным для полетов метеоявлениям относятся:
на аэродромах вылета и и ос а д к и — гроза. град, сильная
В ЗОНЫ ОПАСНЫХ
болтанка, сдвиг ветра, гололед, сильное обледенение, смерч, ураган, сильная пыльная буря, низкая облачность, высота которой равна и меньше минимума командира ВС, ВС илн аэродрома, дальность вн днмости иа ВПП. равная или меньшая минимумов;
по маршруту полета мощные кучевые и кучево-дождевые облака, тдрбулентность прн ясном небе, град, смерч, обледенение, сильная болтанка, низкая облачность, высота которой равна пли ниже минимума командира ВС для полетов по ПВП
Большую опасность пре тставляет турбулентность в виде сдвига ветра на предельно малых высотах полета на этапе захода на посадку. Сдвиг ветра —- это изменение скорости ветра в вертикальной н горизонтальной
плоскостях н ограниченном пространстве. Особенно опасны локализованные нисходящие турбулентные потоки высокой интенсивности, названные микропорывами, имеющие диаметр порядка 1 км (максимум 2,5 км), а также крупномасштабные турбулент ные потоки с диаметром до 10 км. которые, приближаясь к земной поверхности, растекаются от центра в разные стороны, создавая сильные сдвиги ветра. Продолжительность микронорынов высокой интенсивно сти 1—5 мин, изменение горизонтальной скорости ветра до 270 км/ч, вертикальной скорости нисходящего потока до 20 м/с.
Сдвиг ветра может привести к опасным скоростям снижения ВС, прежде чем пилот или автоматическая система управления полетом обеептчат коррекцию параметров по лета. Метеослужбы и службы УВД аэропортов в настоящее время лишь вообще предупреждают о возможности возникновения сдвига ветра, однако сообщить его местонахождение или оценить интенсивность не могут.
С мощными кучево-дождевыми облаками связаны q)oju, представляющие собой комплексное атмосферное явление с многократными электрическими разрядами в виде молний При грозах наблюдаются лииневые осадки в виде дождя, града, а иногда и снега
Полеты в грозу опасны: из-за
сильной турбулентности в облаках, способной вызвать сильную болтанку и перегрузки ВС, превышающие предельно допустимые; вследствие обледенения ВС на высотах, где температура ниже 0° С; из-за возможности поражения ВС молниями.
Г розовые облика характеризуются максимальной вертикальной проти женностьк. 7—9 км, но зафиксированы они и до 13 20 км. В них наблюдается сильная турбулентность чередующихся ВОСХОДЯЩИХ И НИСХОДЯЩИХ струй со скоростью ДО 60 м/с. Веле I стиие большой водности кучево-дож левых облаков и их смешанной структуры при отрицательных температурах велика вероятность обледенения ВС.