ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПОПАДАНИЙ ВС МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

25.1. Опасные для полетов метеорологические явления

Метеорологические условия во многом определяют безопасность, ре­гулярность и экономичность полетов Именно в плохих метеоусловиях ча­ще всего создается обстановка, в которой возможны столкновения ВС меж ду собой и наземными препятст­виями, потеря ориентировки, попа Да­ния в области болтанки и обледене­ния. Поэтому весь процесс нодготов ки к полетам и их выполнения дол­жен строиться таким образом, чтобы исключался вход ВС в область опас­ных мстеоявленим.

К опасным для полетов метеояв­лениям относятся:

на аэродромах вылета и и ос а д к и — гроза. град, сильная

В ЗОНЫ ОПАСНЫХ

болтанка, сдвиг ветра, гололед, силь­ное обледенение, смерч, ураган, силь­ная пыльная буря, низкая облач­ность, высота которой равна и мень­ше минимума командира ВС, ВС илн аэродрома, дальность вн днмости иа ВПП. равная или меньшая мини­мумов;

по маршруту полета мощные кучевые и кучево-дождевые облака, тдрбулентность прн ясном небе, град, смерч, обледенение, силь­ная болтанка, низкая облачность, вы­сота которой равна пли ниже мини­мума командира ВС для полетов по ПВП

Большую опасность пре тставляет турбулентность в виде сдвига ветра на предельно малых высотах полета на этапе захода на посадку. Сдвиг ветра —- это изменение скорости вет­ра в вертикальной н горизонтальной

плоскостях н ограниченном простран­стве. Особенно опасны локализован­ные нисходящие турбулентные потоки высокой интенсивности, названные микропорывами, имеющие диаметр порядка 1 км (максимум 2,5 км), а также крупномасштабные турбулент ные потоки с диаметром до 10 км. которые, приближаясь к земной по­верхности, растекаются от центра в разные стороны, создавая сильные сдвиги ветра. Продолжительность микронорынов высокой интенсивно сти 1—5 мин, изменение горизонталь­ной скорости ветра до 270 км/ч, вер­тикальной скорости нисходящего по­тока до 20 м/с.

Сдвиг ветра может привести к опасным скоростям снижения ВС, прежде чем пилот или автоматиче­ская система управления полетом обеептчат коррекцию параметров по лета. Метеослужбы и службы УВД аэропортов в настоящее время лишь вообще предупреждают о возможно­сти возникновения сдвига ветра, од­нако сообщить его местонахождение или оценить интенсивность не могут.

С мощными кучево-дождевыми об­лаками связаны q)oju, представляю­щие собой комплексное атмосферное явление с многократными электриче­скими разрядами в виде молний При грозах наблюдаются лииневые осадки в виде дождя, града, а иногда и снега

Полеты в грозу опасны: из-за

сильной турбулентности в облаках, способной вызвать сильную болтанку и перегрузки ВС, превышающие пре­дельно допустимые; вследствие обле­денения ВС на высотах, где темпера­тура ниже 0° С; из-за возможности поражения ВС молниями.

Г розовые облика характеризуются максимальной вертикальной проти женностьк. 7—9 км, но зафиксирова­ны они и до 13 20 км. В них наблю­дается сильная турбулентность чере­дующихся ВОСХОДЯЩИХ И НИСХОДЯЩИХ струй со скоростью ДО 60 м/с. Веле I стиие большой водности кучево-дож левых облаков и их смешанной струк­туры при отрицательных температу­рах велика вероятность обледенения ВС.